Головина Елена Евгеньевна
Головина Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Углянская СОШ» Верхнехавского района Воронежской области.
Профессию учителя я выбрала, когда ещё училась в девятом классе. Это было 1977 году. Я тогда была комсоргом средней школы №2 города Усмани Липецкой области. Часто проводила классные собрания, пионерские сборы в средних классах. Занимаясь с ребятами, организовывая для них полезные дела, я поняла, что мне интересно этим заниматься и я хочу посвятить свою жизнь работе с детьми.
В 1978 году я стала студенткой Липецкого педагогического института. Выбрала факультет начального обучения. Здесь занималась не только изучением программных предметов, но и музыкой, спортом (меня привлекла лёгкая атлетика), фотографией. Факультет общественных профессий дал мне опыт общения с людьми, опыт публичных выступлений. Как пригодился он мне в моей работе!
Практику всегда проходила там, где было труднее и потому интереснее. Например, в Добринском интернате Липецкой области. Дети, попавшие в это учреждение из неблагополучных семей, были похожи на раненых птиц. Они то пугались каждого резкого движения, направленного в их сторону, то «нахохливались» и были готовы «клюнуть», защититься, нападая. Бритые головы, школьные платья без привычного кружевного белого воротничка – вот как выглядели девочки в моём классе. Мальчики сквернословили, по любому поводу могли затеять драку. Мне, совсем юной, восемнадцатилетней, пришлось стать для них не только учителем, но и матерью. Так уж случилось, что не только я учила их русскому языку, математике, но и они многому научили меня. Терпению, умению постоять за себя, умению прощать, умению любить, дорожить тем, что имеешь. Да, я на всю жизнь запомнила свою первую педагогическую практику.
Потом была малокомплектная школа в селе Красное Усманского района Липецкой области. В классной комнате, где занимались все учащиеся начальной школы, всего шесть парт. Как удавалось мне проводить интересные для ребят уроки, ума не проложу. Мы учились, играя, и у каждого была своя роль. «Мама» и «папа» (ученики 4 класса) проверяли уроки у «детей» (первоклассников), а «дедушка» (тоже ученик 4 класса) готовил задания для «внуков», второклассников. После повторения все «шли на работу и в школу», зарабатывали баллы - «зарплату», что потом переходили в оценки. Организовать такой урок было очень сложно. А через какое - то время придумывалась новая игра. И так всё учебную четверть, пока не кончилась практика.
После окончания института я была распределена на Север, в Магаданскую область Провиденский район. Село с красивым названием Сиреники встретило нас с мужем дружелюбно. Здесь жило всего семьсот жителей: пограничников, связистов, морзверобоев, оленеводов. Все здания были деревянными. Но как уютно было в школе, в детском саду, в сельской амбулатории! Везде цветы, ковровые дорожки. В классах русских ребят мало. В основном чукчи и эскимосы. Чем поразили меня мои ученики? Они не только прекрасно рисовали и вырезали фигурки из кости, но и были хорошими математиками. На районных олимпиадах по математике они занимали только призовые места. Конечно, я гордилась ими и думала, что состоялась как учитель. Но не тут- то было. Я очень скоро поняла, что учитель сам учится всю жизнь. И своему предмету, и жизни вообще…
После Севера наша семья переехала в Углянец, и мы с мужем стали работать в Углянской средней школе. Он учителем физической культуры – я учителем русского языка и литературы. Так у меня возникла необходимость получить второе высшее образование, теперь уже филологическое.
В Углянце я работаю с 1990 года. За это время у меня, конечно, было много учеников, много выпусков. Время летит незаметно. И вот уже две мои бывшие ученицы пришли в нашу школу преподавателями. А тех, кто когда – то учился у меня, а сейчас привёл ко мне своих детей, уже и сосчитать трудно. Идут годы, а школа для меня остаётся такой же родной, а ученики такими же желанными.
Мои работы.
Статья: "Использование возможностей мультимедиа и телекоммуникаций для развития творческого потенциала детей".
Статья: "Адаптация школьников в ходе изучения фольклорных и древнерусских текстов на уроках русского языка и литературы".
Статья: "Речевое воздействие в художественной литературе".
Сценарий выпускного вечера в 9 классе.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «ОГЭ: курс подготовки к экзамену в новой форме»
|